09 январь 2023, Понедельник
265
0

Начиная с 2008 года, каждый наступающий год, Указом Президента посвящается той или иной тематике, требующей наиболее пристального внимания государства и общественности.

2023 год Указом Президента РФ объявлен Годом педагога и наставника.

В 2023 году также отмечается 200-летие Константина Дмитриевича Ушинского. Его слова о педагогике: «Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека».

   В 2023 году юбилеи отметят следующие организации общего и профессионального образования города Миасса:


ГБПОУ «Миасский педагогический колледж»

95 лет


Миасский педагогический колледж, одно из старейших учебных заведений города и области. Открылся в 1928 году как Миасский педтехникум, с 1938 года - Миасское педучилище. За 75 лет выпустил более семи тысяч специалистов: учителей начальных классов и физкультуры, пионервожатых, воспитателей дошкольных учреждений.


В 1998 году училищу присвоен статуса педколледжа. Наряду с основной специальностью (учитель начальных классов) его выпускники получают дополнительную углубленную подготовку в области русского языка и литературы, математики, психологии, валеологии и дополнительную квалификацию: учитель начальных классов и воспитатель детского сада, учитель начальных классов и учитель иностранного языка в начальной школе, учитель начальных классов и педагог дополнительного образования и другие. В 2001 году открыта новая специальность "Иностранный язык", квалификация - учитель иностранного языка основной общеобразовательной школы.

На основе курсового и дипломного проектирования в колледже ведется большая научно-экспериментальная работа. Более 30 студентов стали лауреатами областного конкурса студенческих научных работ. Создан методический центр по подготовке инструкторов по профилактике детской и подростковой наркомании.

В настоящее время учебную, научную, методическую и организационную работу ведут 47 преподавателей. Из них восемь являются отличниками народного образования, два - отличниками среднего специального образования, два - почетные работники среднего профессионального образования РФ, Т.Б. Чебукина - заслуженный учитель школы РФ.

Н. Пичугова

Истоки учебного заведения
 

После окончания гражданской войны перед Коммунистической партией и советским народом встала задача развертывания социалистического строительства. Переход к мирному строительству совершался в условиях хозяйственной разрухи и голода, охватившего все районы Поволжья и Южного Урала в результате страшной засухи. Но, с первых же дней своего существования, Советское государство уделяет огромное внимание развитию народного просвещения. Особенно много усилий было приложено к делу развития сети общеобразовательных школ. Естественно, что в этих условиях особое значение приобретает проблема учительских кадров.

В 1921 году в Златоусте решено было открыть педагогический техникум, на который возлагалась задача подготовки учителей для школы 1 ступени. Затем техникуму было присвоено имя Октябрьской революции. Несмотря на то, что страна переживала большие экономические трудности, техникум имел все необходимое для учебной работы. Ему было отведено особое здание, в котором размещались классные комнаты, столовая для учащихся, общежитие. Государство выплачивало учащимся ежемесячную стипендию в размере от 3 рублей 60 копеек до 7 рублей 50 копеек. Кроме того, учащиеся обеспечивались одеждой, обувью, постельными принадлежностями.

Серьезные затруднения были с отоплением помещения. Заготовкой дров занимались сами учащиеся, они же готовили пищу в столовой и убирали общежитие.

В общежитии и в учебных комнатах из-за недостатка топлива нередко было очень холодно, и тогда приходилось заниматься в пальто. В комнатах общежития стояло 20 деревянных кроватей, а посередине стол. Жили материально плохо, впроголодь, но учились хорошо. Было одно стремление – окончить техникум и идти работать в школу. Очень трудным было это время. В стране не хватало рабочих рук, и студенты педагогического техникума каждый выходной работали на субботниках на заводе. Обувь была плохая, зачастую, приходя с субботника в общежитие, приходилось отдирать ноги от обуви.

Принимали в техникум после шести-семи групп школы 2 ступени, в возрасте 16-17 лет. Срок обучения 4 года. Практика начиналась с первого курса, проводилась она в селе, на производстве, в клубах, на детских площадках, в пионерских лагерях.

Возрастающее количество учащихся требовало более широкой материальной базы. Появилась нужда в дополнительных помещениях, пригодных для учебной работы и общежития. Златоуст в то время не мог обеспечить всем этим техникум, поэтому в 1928 году Постановлением городского совета Златоуста, в котором говорилось: «Горсоветом внесено постановление о переводе педагогического техникума из Златоуста в Миасс. Перевести из города одно из двух средне-учебных заведений горсовет побудили следующие соображения: общежития при техникуме из-за недостатка в городе жилой площади не было. Учащимся приходилось жить в неимоверно скверных условиях, что конечно отзывалось на успеваемости их учебы. В Миассе же много свободных зданий и устроить в нем для учащихся техникума общежития не составляло никакого труда.

Здание же педагогического техникума будет занято несколькими Златоустовскими школами, что смягчит имеющуюся в городе сильную нужду в подходящих помещениях» (Копия из архива Краеведческого музея г. Златоуста).

Эта дата считается основанием Миасского педагогического техникума. Техникум разместился в большом здании, конфискованном у бывшего золотопромышленника Симонова.

К преподавательской работе у в техникуме были привлечены КормильцевА.А,, Майорова А.И., Григорьев А.А,, Афанасьев. Андреев С.И., Садовский С.С.. все они владели достаточным опытом и знаниями. Учебную часть возглавлял Гришин Д.К.

В 1932 году система обучения была перестроена. Отказались от Дальтон-плана, вновь урок стал основной формой обучения. Возвращение к урочной системе резко повысило качество подготовки студентов. В Миассе значительно улучшилась материальная база техникума. Для общежития отведены отдельные здания. Кабинеты физики, биологии, химии, педагогики получили разнообразное и хорошее оборудование. В 30-ых годах резко вырос контингент учащихся. Например, В 1934 году было выпущено 150 человек. При педучилище открывается заочное отделение. Подготовка учащихся ведется по различным специальностям. С 1930 по 1935 года педучилище выпустило 200 воспитателей детских садов. Было открыто отделение детское коммунистическое движения по подготовке пионерских работников.

С 1930 года вводится трехгодичное обучение. С 1934 года начало организовываться вечернее отделение с четырехгодичным обучением, студенты занимались от 6 до 10 часов в неделю без отрыва от производства.
 Наибольшего расцвета педучилище достигло в 1936-1940-хх годах. Учебные аудитории размещались в трех зданиях. Училище имело 7 общежитий, мастерские, буфет. Был создан большой пришкольный участок, т.е. огородное хозяйство и хозяйство мелкого животноводства. Руководил им агроном Морозов. В самом училище были оборудованные кабинеты, богатая библиотека. Училище имело свою базовую школу, укомплектованную лучшими учителями.

Особенно благоприятные условия для развития педучилище имело перед самой войной. В 1939 году руководил училищем Григорий Дементьевич Казанцев, очень деятельный, энергичны человек. Он положил много труда на то, чтобы создать педагогическому училищу хорошую материальную базу. Преобразования в училище прошли за короткий срок. При педучилище открылись краткосрочные курсы с охватом до 80 человек. В Миасское педагогическое училище приезжали учиться из разных районов и областей Южного Урала.

В день начала войны училище готовилось к выпускному вечеру. Учащиеся и преподаватели находились в радостном и приподнятом настроении. Шли последние приготовления, когда по радио объявили эту страшную новость. В тяжелом и подавленном настроении, но полные ненависти к фашистам, веры в победу, выпускники преподаватели проводили торжественную часть выпускного вечера. Война, как бешенный смерч, разметала и разрушила все, что создавалось в педагогическом училище в течении многих лет ценой большого труда. Уже на выпускном вечере многие гости и преподаватели получили мобилизационные посылки. Вскоре ушли на фронт директор педучилища Казанцев Г.Д., Дорофеев Н.И., Кулаев А.Ф., Андреев С.И. и многие другие. На фронт уходят и выпускники училища, многие из них не вернутся домой, такие как Юровский М., Нургалиев И., Баранов М. Казымов Н. и многие другие.
   В послевоенное время в педагогическом училище открываются группы воспитателей детских садов, преподаватели физвоспитания. В 1949 году для групп физвоспитания пригласили Рожина С.С., Шумскую Л.Н., закончивших Ленинградскую высшую школу тренеров.

В 1966 году произошли коренные изменения в жизни училища. Его переводят в новое здание, расположенное в центральной части города. Теперь училище имело просторные аудитории, оборудование.
     В этот период значительную роль в развитии училища сыграла директор Коваль Маргарита Анатольевна (1972 года возглавляет учебную часть училища, с 1982 года Директор).

Многие выпускники и преподаватели вспоминают добрым словом Маргариту Анатольевну. В педагогическом колледже учредили премию Коваль М.А. лучшим студентам по окончании обучения.
     Миасский педагогический колледж продолжает традиции старейшего учебного заведения города.

С историей Миасского педагогического колледжа можно познакомиться в музее учебного заведения "Педагогическое наследие".

Талипова Л.А., рук. музея «Педагогическое наследие».



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17» имени Героя России Шендрика В.Г.

75 лет

Средняя образовательная школа № 17, МОУ, построена в 1948 году. Это было второе рождение школы. В то время в ней работали заслуженные учителя РСФСР З.П. Хлебникова, А.М. Марченко, К.И. Городнова, Р.Е. Фридлянская, В.Ф. Иванов. За заслуги в сфере образования награждена орденом "Знак Почета" П. Плаксина. В 60-х годах при школе строятся мастерские, создается кабинетная система.

Школа - участница конкурса "Школа года - 99", награждена дипломом. В ней работают театральная студия "Пестрый мир" (Т. Баязитова), вокальная группа учителей "Журавушка" (Г. Коротков).

Среди выпускников бывшие глава города М.Ю. Жмаев и заведующий МГУ "Образование" Ф.Г. Хабибулин, доцент кафедры математического моделирования Новосибирского госуниверситета к.ф.-м.н. Ж.Л. Коробицина, Герой РФ, штурман-испытатель В.Г. Шендрик. 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 30»

65 лет


Средняя общеобразовательная школа № 30, МОУ, начала работу в 1958 году. Первый директор отличник народного образования А.С. Гладкова награждена орденами "Знака Почета" и Дружбы народов. В школе трудятся 14 учителей. Учебные кабинеты укомплектованы теле-видеоаппаратурой, оборудован компьютерный класс.

За время существования школы золотой медалью награждены четыре выпускника, серебряной - один. Среди выпускников главный онколог города Н.И. Спиридонова, врач-стоматолог, открывший частную клинику "Дента", Е.О. Бреднев и другие.

Т. Султанова

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

55 лет

Средняя общеобразовательная школа № 4, МОУ, открыта в сентябре 1968 года. В 1999-2000 гг. учебном году в школе 51 класс, численность учащихся 1300 человек.

Директор школы Б.А. Воронин, учитель начальных классов М.А. Горюнова награждены орденом Трудового Красного Знамени. Звание "Заслуженный учитель РФ" получили К.Г. Городнова. и А.А. Васильев. В педколлективе четыре учителя - отличники народного образования. Школа награждалась переходящими знаменами, была участником ВДНХ СССР.

В школе получили образование более трех тысяч учеников. Пятеро закончили школу с золотой медалью и свыше 30 - с серебряной. Ученики школы неоднократно были победителями областных олимпиад.

Школа работает над моделью разноуровневой многопрофильной - физико-математической, гуманитарной, общеобразовательной - школы. Учителя овладели многими технологиями. На базе школы работают кружки, студии, секции. В системе дополнительного образования имеются возможности в получении знаний по краеведению, театральному искусству, теннису, хоровому пению и др. Созданы и долгие годы работают музеи: литературно-краеведческий (руководитель Н.Г. Казанцева), "Русская изба" (руководитель М.Н. Зубова).

Н. Цветкова

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 44» имени Геннадия Яковлевича Грицая

60 лет

   Средняя общеобразовательная школа № 44, МОУ, была организована в 60-х годах XX века как начальная школа (директор Е.П. Катаева). Начала свою работу в двух неприспособленных помещениях. В 1963 году построено типовое здание (директор Б.Л. Павлов). В первый год работало 38 учителей. В настоящее время трудятся 80 учителей, четверо из них с высшей категорией, 44 имеют высшее образование, четыре преподавателя - отличники просвещения: Л.С. Максимова, Л.М. Красноперова, Г.Г. Суворова, В.М. Пахтусова. Звание "Заслуженный учитель РФ" присвоено А.Т. Мали, Г.Г. Суворовой. Звание "Народный учитель" имеет Г.Я. Грицай.

Школу закончили с медалями 21 выпускник, с золотой медалью - девять. Среди выпускников врачи (Л.Р. Цабал), юристы (С.И. Жданова, Г.Ш. Ахметова, Р.В. Новиков), учителя (Д.Ф. Байбурин), научные работники (И.В. Буторина, Ю.А. Кареев), директора, начальники отделов, инженеры (О.В. Зуева, М.С. Эпштейн, О.А. Куксов).

С 1993 года школа работает в режиме эксперимента по теме: "Гуманизация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе". Созданы эстетический центр, профильные классы: юридические, эстетический. Введены дополнительные дисциплины: ритмика, сценическое мастерство, бальные танцы, хореография, интегрированный курс по изобразительному искусству и художественному труду; спецкурсы по психологии, юридическому праву, криминалистике, культуре речи и поведению. Работают студии бального танца "Лариса", современного танца - "Карусель", изостудия "Теремок", театральный коллектив "Класс". Они - неоднократные призеры и дипломанты городских, областных и региональных смотров и конкурсов.

Внедрение современных образовательных технологий, работа по методикам развивающего обучения, результаты эксперимента повлияли на повышение качественного показателя обучения.

Н. Федорова

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

45 лет

Средняя общеобразовательная школа № 9, МОУ, открыта в 1978 году (директор Е.Ф. Фоменко). Звание "Отличник народного просвещения" имеют восемь учителей, троим присвоено звание "Почетный работник общего образования", пятерым присвоена высшая категория, четыре лауреата премии Сороса.

За годы работы школы 19 учащихся окончили обучение с золотой медалью, 48 - с серебряной. Среди выпускников есть профессора, доктора наук, преподаватель одного из университетов США (шт. Майами). Учащиеся школы неоднократно побеждали на городских, областных, всероссийских олимпиад. Приобщению к миру искусства помогала театральная студия "Росток" под руководством учителя литературы Л.М. Колмогоровой.

Школа работает по системе развивающего обучения. С 1993 года обучение ведется по семестрам, введена технология модульного обучения. В 1997-2001 гг. был создан экспериментальный класс предтехникумовской подготовки, эксперимент завершился успешно. С 1999 года работают профильные классы: экономические, технического профиля, что способствует углубленному изучению предмета и самоопределению ученика. С 2001 года в школе проводится эксперимент Министерства образования РФ по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

Г. Болтаева 


Начальная школа в деревне Новоандреевка

140 лет со дня основания


25 января 1883 года была открыта начальная школа в деревне Новоандреевка.

Как сообщает Летопись Миасской Петропавловской церкви, 25 января 1883 года в Новоандреевской деревне по настоянию миасского священника Николая Сементовского была открыта начальная школа, в которую поступило 20 мальчиков и пять девочек. Учителем в школу определился отставной унтер-офицер Григорий Воронин, бывший помощник заведующего солдатской ротной школой. И жалование ему было положено 15 рублей серебром в месяц от общества и по 30 копеек с каждого учащегося. (По материалам из фондов краеведческого музея).

Статья библиотекаря с. Новоандреевка Т.А. Копыловой  
Источники информации:
Миасс: энциклопедический словарь / Отв. редактор Г.В.Губко. – Миасс: Геотур, 2003. – 576с.
Сайт руководителя музея "Педагогическое наследие" Л.А. Талиповой

Фото из фондов Миасского краеведческого музея, школы № 9, архива библиотеки-филиала № 13 

МБУ "Миасский окружной архив"
Тел. для справок: 8 (3513) 55-23-33
Яндекс.Метрика